Негативный детский опыт, его влияние на здоровье и как с этим работать

Автор - Кравец Дарья Ивановна

Введение

В данной работе мне хотелось бы осветить проблему влияния негативного детского опыта на здоровье человека в его зрелые годы. За основу была взята книга «Осколки детских травм», автора Донны Джексон Наказава. Надеюсь, что эта работа поможет читателям, в особенности женщинам, лучше понять биологию стресса, задуматься о своем здоровье и обрести благополучие.

«Длительный стресс разрушает нас, потому что ни одно живое существо не приспособлено к тому, чтобы справляться с негативными последствиями, к которым приводит многократное включение и затяжной характер стресс-реакции. Иными словами, долговременное пребывание в чрезвычайной ситуации не может пройти бесследно. И если, включив стресс-реакцию, мы не можем ее выключить, то нашему телу неминуемо грозит какой-либо срыв.» Джо Диспенза, профессор нейрохимии и нейробиологии.

ЧАСТЬ I КАК МЫ СТАЛИ ТАКИМИ КАКИМИ МЫ ЕСТЬ

Почему стресс наносит больше вреда ребенку

Исследование Неблагоприятного Детского Опыта (НДО) или Adverse Childhood Experiences (ACE) Study - первое широкомасштабное научное исследование проведенное центром по контролю и профилактике заболеваний в США, показывает, что 64 % взрослых сталкивались с негативным детским опытом, а 40 % сталкивались с двумя или более видами травмирующих ситуаций приведенных в анкете.

Высокие результат анкеты ACE связаны с повышенной вероятностью возникновения онкологии, язвы желудка, диабета, астмы, головных болей, рассеянного склероза, волчанки и синдрома хронической усталости. Ознакомиться и заполнить анкету ACE можно на стр. данной работы.

Хронический негативный опыт меняет архитектуру мозга ребенка, искажая экспрессию генов, которые контролируют выброс гормонов стресса. Запускается гиперактивная стрессовая реакция на жизнь, которая обуславливает предрасположенность к заболеваниям во взрослом возрасте. Хронический стресс, вызванный неправильным поведением родителей или других близких людей, запускает механизм развития заболеваний десятилетия спустя —даже если повзрослевшие дети ведут здоровый образ жизни.

К потенциальным факторам стресса относятся, постоянное унижение, эмоциональное игнорирование, развод родителей, смерть родителя, перепады настроения депрессивного или страдающего зависимостями родителя, сексуальное насилие, медицинская травма, потеря брата или сестры и проявление жестокости в обществе. В каждом из этих случаев система «гипоталамус —гипофиз — надпочечники» может перепрограммировать стрессовую реакцию таким образом, что активирующее воздействие гормонов стресса сохранится на длительное время, если не на всю жизнь. Гипоталамус, гипофиз и надпочечники реагируют вновь и вновь, и тело постоянно переполняется нейрохимиткатами. Это может привести к глубоким физиологическим изменениям, которые дадут толчок к развитию заболеваний. Гормоны стресса играют важнейшую роль в организации работы иммунной системы и процессов возбуждения, что объясняет почему люди, испытывающие хронический стресс, чаще болеют.

Существует мощная связь между ментальным стрессом и физическим возбуждением. Когда мы испытываем стрессогенные эмоции — злость, страх, тревогу, беспокойство, чувство утраты и прочие, — «ось напряжения» выбрасывает в кровь гормоны стресса, включая кортизол и цитокины, которые также являются регуляторами иммунных реакций. Когда в детстве или подростковом возрасте «ось напряжения» перегружена, это почти неизбежно ведет к отсроченным побочным эффектам. Пережитый негативный опыт влияет на стрессовую реакцию в течение всей жизни.

Сбои в биологической программе задают новые координаты активности эндокринной и иммунной системе, и в результате концентрированный коктейль из стрессовых нейрохимикатов повреждает наше тело и клетки в тридцать, сорок, пятьдесят лет и позже. Когда система запуска стрессовой реакции повреждена, мы слишком остро реагируем на стресс, а наша способность восстанавливаться естественным путем значительно ослабляется.

Но повреждение ткани может происходить и медленно, в течении продолжительного времени, как реакция на хронический стресс. Если «ось напряжения» постоянно стимулировать, она начнет снижать реакцию на стресс. Комуто может показаться, что это даже неплохо, поскольку сниженная стрессовая реакция ведет к меньшему возбуждению, так? Нет, это не так. Следует помнить, что стрессовая реакция рассчитана на серьезные факторы, угрожающие жизни и здоровью, она мгновенно вводит организм в состояние обороны, а затем организм быстро восстанавливается и возвращается в состояние гомеотсаза, то есть равновесия. Опасность миновала, и можно расслабиться. Проблема в том, что, когда вы сталкиваетесь с затяжным стрессом, стрессовая реакция не прекращается вообще. Вы застреваете, условно говоря, в первой половине стрессового цикла. Восстановления не происходит. Вместо этого стрессовая реакция протекает хотя и вяло, но непрерывно, нагнетая новые дозы возбуждающих веществ. Железы, отвечающие за стресс, все время выделяют гормоны стресса, что ведет к постоянной активности цитокинов. Иначе говоря, хронический стресс ведет к бесконтрольному возбуждению. А возбуждение (повышенная активность цитокинов) приводит к заболеваниям.

Генетическая связь

Набор генов, с которыми мы рождаемся, не всегда определяют нашу жизнь. Под воздействием стресса активность генов может изменяться. Изучением этих процессов занимается относительно новая наука эпигенетика. Позитивная среда, окружающая

ребенка (заботливые родители, здоровое питание, чистый воздух и вода), способна замедлить нежелательные реакции, в то время как стрессовые условия часто становятся спусковым крючком для болезней.

Генетические перестановки в нашем организме происходят благодаря процессу, называемому метилированием генов. Если при раскрытии ДНК несет в себе отметки метилирования, генетическая последовательность не может экспрессироваться так как нужно. Когда происходит эпигенетическое подавление экспрессии, метильные группы примыкают к специфическим генам, функция которых- управлять деятельностью рецепторов гормона стресса в нашем мозге. Эти химические маркеры глушат важные гены в сегменте нашего генома, курирующего регулирование гормона стресса гиоппокампом во взрослом возрасте. Если мозг не может умерить биологическую стрессовую реакцию, он входит в состояние постоянного перевозбуждения и нестабильности. Гормоны возбуждения разносятся по нашему телу при малейшем провоцировании.

Иными словами, когда человек еще в детском возрасте и его мозг продолжает развиваться, состояние хронического стресса («борьба или бегство») способствует выведению из строя генов, которые регулируют стрессовую реакцию, не давая мозгу надлежащим образом контролировать ее течение дальнейшей жизни.

Доктор наук, профессор психологии Сет Поллак, директор лаборатории детских эмоций Университета штата Висконсин, выявил, что у 50 детей, переживших негативный опыт, обнаружились изменения гена, который помогает справиться со стрессом, давая команду прекратить выработку кортизола. Из-за повреждения данного гена организм не может вернуться в состояние покоя. «Важнейший набор тормозных устройств отключен»,- говорит Поллак. Мозг может выдержать серьезные стрессовые события, если они предсказуемы, но непредсказуемые, даже самые легкие, иногда становятся фатальными.

Развитие мозга с рождения происходит за счет опыта, но наше генетическое строение также оказывает влияние на то, как воспринимается стресс. Некоторые люди генетически более восприимчивы к тому, что происходит в семье и за ее пределами. На других негативный опыт не оказывает столь очевидного влияния. Дело не в «толстокожести» — одна из причин этой разницы кроется в нашем генетическом коде.

Гипотеза сензитивности (чувствительности) объясняет, почему некоторые люди больше других страдают от стресса. За положительные эмоции отвечает гормон серотонин. Содержание серотонина в мозге влияет на наше поведение. Также серотонин оказывает влияние на способность восстанавливаться после эмоциональных травм. Переносчиком серотонина является ген 5 HTTLPR, или ген уязвимости.

Исследователи обнаружили три варианта гена уязвимости. Людям, имеющим комбинацию «короткий/короткий», свойственна высокая чувствительность. Когда происходит стрессовое событие, такой человек восстанавливается довольно долго, но в то же время он поддается позитивному влиянию и при надлежащей поддержке преуспевает в жизни. Вариант «короткий/ длинный» отличает тех, кто не особо подвержен влиянию со стороны. Люди с таким генотипом предпочитают все носить в себе.

Вариант «длинный/длинный» ассоциируется с наибольшей возможностью восстанавливаться и находить точку опоры. Когда происходят выходящие за рамки нормального события, носители этой разновидности гена 5 HTTLPR не слишком сильно переживают. То, что накрыло бы других с головой, им, фигурально выражаясь, как c гуся вода. Они избавлены от тяжелой аллостатической нагрузки. (Здесь следует сказать, что таких людей в мире не более 15 %.)

Виды воспоминаний

Когда мы испытываем страх, любовь или ярость, специфичные гормоны кардинально меняют синапсы развивающегося мозга. Гормон норадреналин, предшественник адреналина, меняет пути формирования памяти. Запускается сложный биохимический процесс, в ходе которого мозг захватывает, кодирует и хранит травмирующие воспоминания, — нейроученые именуют его «консолидацией». Вот почему самые стойкие человеческие воспоминания — яркие автобиографичные кадры нашего детства — ассоциируются с эмоционально насыщенными событиями, во время которых мы испытывали сильный страх, тревогу, любовь, унижение или ярость. Большинство людей считают, что яркие воспоминания подобны клипам, которые можно проиграть заново, и принимают воспоминания за истинное и неизменное изображение прошлого. Однако на самом деле записанные мозгом воспоминания корректируются всю жизнь. Даже после того, как воспоминание закреплено — закодировано и сохранено в миндалевидном теле и гиппокампе, — оно не остается неизменным. Через какое-то время мозг переписывает воспоминания на основании новой информации и опыта. Каждый раз, когда мы вспоминаем неприятный случай из детства, это конкретное воспоминание перезаписывается для дальнейшего хранения, и перезаписывается оно немного измененным.

Когда мы ментально возвращаемся к травмирующему событию, мы всегда оказываемся в том возрасте, в каком переживали его. Не осознавая этого, мы принимаем множество жизненно важных решений на основании ключевых воспоминаний. Мы храним два вида воспоминаний: эксплицитные или имплицитные. Эксплицитные воспоминания — это воспоминания специфических событий, подробностей, концепций и идей. Чем сильнее ощущение опасности или боли, тем больше нервных клеток возбуждается и связывается друг с другом, внося пережитый опыт в эксплицитную память. Имплицитные воспоминания — эмоциональные ощущения, то, что мы чувствовали во время определенных событий; это наша инстинктивная реакция на что-то. До определенного возраста дети слишком малы, чтобы запомнить эксплицитные детали случившегося, поэтому они обращаются к имплицитным воспоминаниям. В понимании негативного детского опыта точность в том, что на ком было надето или кто где стоял, гораздо менее важна, чем сам факт травмирующего события, запустившего острую стрессовую реакцию. Эмоционально интенсивные ранние воспоминания возбуждают нервные клетки и побуждают их к взаимодействию, и спустя какое-то время они начинают меняться.

Есть ли выход?

Вместо того чтобы застрять в калейдоскопе картин из прошлого, попробуйте проработать свой опыт таким образом, чтобы не подпитывать его свежими эмоциями. Негативные воспоминания заставляют нас быть начеку — мы всегда ожидаем: a вдруг произойдет нечто такое, что заставит нас ощутить себя так же, как в детстве? В этом есть определенная польза: сознательно и бессознательно мы ищем информацию для понимания того, почему такие ситуации представляют собой опасность. Однако это может оказаться настоящей проблемой, поскольку тревожный центр мозга, миндалевидное тело, работает гораздо быстрее, чем кора головного мозга. Миндалевидному телу необходимо двести миллисекунд, чтобы рассчитать на основании наших воспоминаний, нужно ли запускать систему «борьба или бегство», в то время как коре головного мозга требуется от трех до пяти секунд для принятия более взвешенных решений. Это значит, что наши воспоминания могут вызвать y нас рефлекторную реакцию раньше, чем мы успеем подумать. По большому счету, наш мозг озадачен сверх меры поиском подтверждения того, что мир — опасное место, так же как и люди, в нем проживающие. Мы начинаем слишком уж обобщать пугающие воспоминания, что приводит к хронической тревожности, a в результате — к разрушению установок на благополучие. Решающим шагом к исцелению является изучение негативного опыта, его вербализация в целях лучшего понимания и проработки прошлого.

Влияние негативного детского опыта на мозг женщины. Связь с аутоиммунными заболеваниями

Стресс меняет соотношение гормонов и их воздействие на организм, поэтому именно аутоиммунные заболевания выходят на первое место. При аутоиммунных заболеваниях запускается программа саморазрушения, но правильнее было бы сказать, что это программа была запущена гораздо раньше — как только проблемы в семье становятся очевидными.

ДеЛизеФэйруэз, доктор наук, профессор Блумпергской школы общественного здравоохранения и ее коллеги выяснили, что каждый третий взрослый, переживший травмирующий опыт до восемнадцати лет, спустя годы поступал в больницу c рассеянным склерозом, ревматоидным артритом, васкулитом, красной волчанкой и другими аутоиммунными проблемами. Восемьдесят процентов из них женщины.

Потрясающую связь между детскими травмами и аутоиммунными заболеваниями подтвердили исследования, проводимые в разных частях света. Было также выявлено, что женщины в десять раз чаще, чем мужчины, страдают болезнью Хашимото, поражающей щитовидную железу. По волчанке речь идет о соотношении 9:1. Почти такое же соотношение по ревматоидному артриту, антифосфолипидному синдрому, вызывающему образование тромбов, a в период беременности провоцирующему выкидыши и мертворождение, по первичному биллиарному циррозу. Аутоиммунные заболевания входят в десятку лидирующих заболеваний с летальным исходом среди женщин старше шестидесяти пяти лет.

И в этом тоже нет ничего удивительного. Когда ребенок переживает стресс, организм дает ему команду защищаться, но, когда состояние защиты становится перманентным, клетки начинают пожирать сами себя.

Чтобы лучше понять открытия доктора Фэйруэз, нам понадобиться вспомнить основные физиологические различия между мужчинами и женщинами. Впрочем… различий не так уж и много, даже половые органы у нас имеют некоторое сходство: и у клитора, и у пениса есть ствол, головка, складка кожи, закрывающая головку, и крайняя плоть. Однако мужчина не может выносить ребенка, а женщина может. При этом женщина, как правило, миниатюрнее мужчин, их сердце, их легкие имеют гораздо меньший обьем и размер.

Благодаря эстрогенам, стероидным гормонам, обеспечивающим нормальную работу организма (они вырабатываются в основном яичниками, в меньшем количестве — надпочечниками), женщины живут дольше мужчин, потому что эстрогены защищают их кровеносные сосуды, а когда сосуды защищены, снижается риск инфаркта и инсульта. Также эстрогены помогают иммунной системе вырабатывать антитела — «воинов», нападающих на вирусы или бактерии. Также у женщин более высокий уровень глюкокортикоидов, куда входит стероидный гормон кортизол. Глюкокортикоиды (GС) усиливают способность регулировать воспалительные процессы — по крайней мере когда наша система защиты от стресса («борьба или бегство») функционирует в обычном режиме. Например, если мы внезапно получаем физическую травму (ломаем руку) или подхватываем инфекцию, глюкокортикоиды, подавляя синтез простогландинов, помогают уменьшить воспаление. Дополнительная помощь со стороны GС заключается в том, что они оберегают беременную женщину от выкидыша: природа позаботилась о том, чтобы ребенок был выношен, даже если мать травмирована или болеет. - Когда у женщины грипп или когда ей сделали прививку, - говорит Фэйруэз, - у нее отмечается более сильная реакция иммунной системы на инфицирование: антитела реагируют быстрее и эффективнее. Казалось бы, все прекрасно, но во всех этих реакциях есть и оборотная сторона. Эстрогены также могут увеличить количество аутоантител у женщин. А аутоантитела — это антитела, которые атакуют наше тело, даже когда в этом нет никакой нужды. Атакуют — и разрушают организм при помощи всех известных аутоиммунных заболеваний.

Хронические стрессовые состояния ведут к изменениям в развивающемся мозге, что нарушает реакцию на воспаление, позволяя воспалению медленно нарастать. — Тот факт, что у женщин базовый уровень глюкокортикоидов выше, усложняет дело, — продолжает Фэйруэз. — Вот смотрите: у мужчин изначально более низкий уровень кортизола. Когда происходят стрессовые события, уровень кортизола у них мгновенно подскакивает, чтобы помочь справиться с вызванным стрессом воспалением. А у женщин картина совсем другая. Когда женщины, а особенно девочки, сталкиваются со стрессовыми событиями, происходит нечто такое, чего не происходит у мужчин: высокий уровень GС падает. Таким образом, их организм становится гораздо менее способными к регулированию воспаления.

По мере приближения к пубертатному периоду, в возрасте примерно десяти лет, у девочек начинается повышаться уровень эстрогена — соответственно повышается и количество антител/аутоантител. Это означает, что, когда девочка постоянно испытывает стресс, ее глюкокортикоиды прекращают надлежащим образом регулировать воспаление. При высоком уровне эстрогена аутоантитела могут выйти из-под контроля. Большое количество аутоантител в условиях стресса, намного увеличивает вероятность того, что впоследствии у девочки разовьется аутоиммунное заболевание, особенно такое, как волчанка или Шегрен.

Ребенок может пережить стресс в возрасте двенадцати лет, а иммунная система преподнесет клинический диагноз через 30 или более лет.

Согласно идеям Маргарет МакКарти, доктора наук, профессора нейробиологии Медицинской школы Университета Мэриледа, способность к адаптации у мужчин можно связать с «запрограммированным высоким уровнем тестостерона». Тестостерон подавляет иммунную систему, что является веской причиной в объяснении того факта, что мужчины имеют меньше шансов на аутоиммунное заболевание.

Нельзя исключать и то, что в современном мире женщины испытывают больше стресса, нежели мужчины. Согласитесь, ведь уже с юных лет девушек гораздо чаще критикуют за то, что они непривлекательны, не сексуальны, или что они наоборот, слишком сексуальны, или что они слишком толстые/худые. Попробуйте сказать такое парню!

Уязвимость мозга

В мозге есть 3 зоны отвечающие за обработку и преодоление страха. Одна из этих зон- префронтальная кора головного мозга. Она осуществляет контроль над нашими мыслями, помогает принимать решения и подсказывает, как действовать в конкретных ситуациях. Этот участок мозга формирует наши чувства в отношении того или иного человека (в том числе вызывает он наше доверие или нет), а также в отношении событий нашего прошлого. Сигналы о том, как обрабатывать определенные мысли и образы, префронтальная кора принимает от миндалевидного тела, которое располагается внутри височных долей, ближе к центру мозга. Миндалевидное тело - это центр наших эмоций, но также центр страха. Именно оно запускает реакцию «борьба или бегство», когда мы ощущаем угрозу или напуганы или когда вспоминаем опасные ситуации. Третьим участком является гиппокамп, который хранит воспоминания и помогает не путать ложные сигналы тревоги и сигналы о реальной опасности, посылаемые миндалевидным телом. Как обьясняет Райан Херринга, доктор медицинских и философских наук, доцент кафедры детской и юношеской психиатрии: «Если вы смотрите фильм ужасов дома, гиппокамп передает префронатльной коре, что вы в безопасности, это просто кино и нет никаких причин впадать в состояние «борьба или бегство» или терять самообладание.

По меньшей мере, именно так работают эти три зоны мозга, когда не нарушена схема их соединения между собой.

Эти данные наводят на мысль, что у гиппокампа при малейших отступлениях от ожидаемого отношения со стороны близких людей, отношения, основанного на любви, могут возникнуть сложности в передаче корректной информации в префронтальную кору о том, когда и где можно ощущать себя в безопасности, а когда надо быть настороже.

Согласно Райану Херринге, доктору медицинских и философских наук, «прямое соединение между префронтальной корой и миндалевидным телом помогает контролировать наши страхи и эмоциональные отклики». Это соединение играет значительную роль в том, насколько эмоционально мы будем реагировать на то, что происходит вокруг нас в повседневной жизни.

Если вы девушка, испытавшая в раннем возрасте травмирующий опыт, связи у вас в мозге ослабли, и можно ожидать, что почти при любом стрессовом событии, с которым вы столкнетесь: финансовые неурядицы, аварийная ситуация на дороге или семейные ссоры,-ваш уровень страха и тревоги будет очень высок!

Параллельные исследования вели и другие ученые. Хилари П. Блумберг, доктор медицинских наук, профессор психиатрии, выявила поразительные различия специфических изменений в мозге на основании пола подростков. У девушек, получивших негативный опыт, она отметила уменьшение серого вещества на участках мозг, связанных с регулированием эмоций и развитием депрессивных состояний,- сюда входит префронтальная кора, миндалевидное тело и гиппокамп. У юношей уменьшение объема регестрировалось в хвостовой зоне, близкой к спинному мозгу,- этот участок отвечает за контроль над поведением.

Блумберг выдвинула предположение, что различие в изменениях мозга «способствует тому, что у девочек вследствие травмирующего опыта повышается риск аффективных расстройств (расстройство настроения), а у мальчиков - расстройство контроля над побуждениями».

Можем заключить, что негативный опыт часто приводит к развитию аутоиммунных заболеваний и депрессии у женщин. У мужчин может быть биологическая предрасположенность к усиленному выбросу кортизола и нарушению регуляции реакции воспаления после детской травмы, что приводит к проблеме со здоровьем в более позднем возрасте. У женщин сильнее, чем у мужчин, проявляется нарушение связей между участками, которые помогают умерить реакцию тревог и стресса, что в свою очередь ведет к повышению шансов впасть в депрессию.

Родительская любовь - жизненное благо

«Роль родителя одного с нами пола заключается в том, чтобы научить нас любить – любить себя и давать любовь. Родитель противоположного пола должен научить позволять любить себя и принимать любовь.» Лиз Бурбо, психолог, философ

Ученые уже давно пытаются провести количественный расчёт позитивного влияния родительской любви на благополучие взрослого человека. По словам Д.Д. Наказова, автора книги «Осколки детских травм», : «ни один другой фактор не имеет такой сильной связи с болезнями, как степень близости с родителями. Фактически нехватка близости оказывает больше влияния на развитие заболеваний, чем курение, склонность к алкоголю, развод иди смерть родителей или же воздействие пагубной среды». А исследователи Университета Джонса Хопкинса установили, что испытавшие дефицит нежных чувств со стороны своих родителей гораздо чаще были склонны к онкологии. Работа Робин Карр-Морс, семейного терапевта и соавтора книги «Призраки детства: Прослеживая корни насилия» (Ghosts from the Nursery: Tracing the rots of violence), показывает нам, что травмы, полученные перинатально и в течении первых трех лет жизни, могут сделать нас неустойчивыми родителями, партнерами или супругами.

«Наш мозг развивается все детство и отрочество, но атмосфера первых трех лет жизни, равно как и то, что еще не родившись, ребенок испытывает в матке, чрезвычайно важно для фундаментального формирования биохимии мозга»- утверждает Карр-Морс.

«Для беременной женщины нормально испытывать стресс, - считает Карр-Морс.- Но затяжной острый стресс, когда «ось напряжения» матери непрерывно находится в состоянии «борьба или бегство», означает, что плод растет, купаясь в кортизоле. А это может оказать колоссальное влияние на нервную систему плода, и тогда ребенок с рождения предрасположен остро реагировать на любое событие, потому что его нервная система по умолчанию “на взводе”». Атмосфера, в которой живет беременная женщина, оказывает влияние на гены ребенка, на то, что они передадут своим детям, когда станут взрослыми, включая черты характера.

«Совсем маленькие дети,- говорит Сара Уотерс, исследователь из Калифорнийского Университета,- великолепно улавливают остатки стрессового опыта, пережитого матерью». Через физический контакт, когда мать берет его на руки или просто касается его, через ритм сердца, который он слышит, через напряжение голоса, выражение лица, запах или иные «не бросающиеся в глаза каналы передачи информации в системе “мать—дитя”».

Когда маленький ребенок слышит громкие злые голоса в соседней комнате, его мозг получает сигнал тревоги. Сердце ребенка начинает колотиться, дыхание становится быстрым и неглубоким, он потеет, и кислород поспешно поступает в конечности, как при реакции «борьба или бегство». Но поскольку младенец не может ни бороться, ни сбежать, «он впадает в третий неврологический статус, известный как “замороженное состояние”», – говорит Карр-Морс. Ребенок не плачет и не кричит, он будто бы немеет. Это «замороженное состояние» является травмирующим. «Маленькой нервной системе, – развивает свою мысль Карр-Морс, – много не нужно, чтобы быть травмированной. А если эмоциональная травма случается систематически, ребенок большую часть времени может проводить в этом “замороженном состоянии”».

Годы спустя это «замороженное состояние» отразится на попытке выстроить отношения с противоположным полом. Человек, травмированный в детстве, не умеет справляться с негативными эмоциями, он нуждается в эмоциональной поддержке, но не знает, как получить ее. Он не умеет распознать опасные или нездоровые ситуации, и это побуждает его оставаться в травмирующих отношениях, потому что эти отношения кажутся ему знакомыми и безопасными. Он может резко перейти из одного эмоционального состояния в другое, потому что у него отсутствует эмоциональная настройка на свои внутренние сигналы, которые по-хорошему должны были подсказать, где нужно обозначить более четкие границы, где он отдает больше, чем получает, где нужно идти вперед, а где лучше бы остановиться.

Большинство психологов соглашаются, что ребенку жизненно необходимо выработать устойчивую связь как минимум с одним из родителей, чтобы эффективно регулировать свои эмоции и научиться устанавливать здоровые связи в будущем.

Каждый врач должен задавать вопрос об условиях взросления: не чем болели ваши отец и мать (хотя и это важно), а как они обращались с вами.

Вики Абелес, вдохновитель программы Race to Nowhere, обращает внимание на то, что наша нацеленная на высокие достижения культура создает новую форму негативного детского опыта, которая не замечается и не лечится. Вред, наносимый детям культурой, помешанной на достижениях, виден невооруженным глазом, – говорит она. - Подростки по двадцать четыре часа в сутки крутятся в «машине успеха»: школа, внешкольные развивающие занятия, спорт -стремясь достичь недосягаемого воплощения успеха».

Слишком напряженная работа в нежные подростковые годы «ведет, как и любая форма негативного опыта, к потоку гормонов стресса в развивающемся мозге и теле ребенка, настраивая организм на пожизненные депрессию и невроз, ослабляя иммунную систему, делая человека гораздо более уязвимым перед инфекционными и сердечно-сосудистыми заболеваниями в течении всей жизни».

Показательно, что летом, когда занятий в школах нет, уровень стресса значительно падает.

Вы знаете как исследователи вызывают состояние острого стресса у испытуемых? Они просят решать задачу по математике или выступить с краткой речью, зная, что эту речь будут оценивать.

Трудное детство-не приговор

«Человеческий мозг обладает выдающейся биологически обоснованной способностью обрывать старые нервные связи и создавать новые.» Д. Д. Наказава

Наука говорит о том, что трудное детство – не приговор: мы можем перенастроить свой мозг. Аналогично тому, как затягиваются физические раны и возвращается мышечный тонус, мы можем восстановить функцию зон мозга, недостаточно связанных друг с другом. Даже если мы настроены на режим болезненного реагирования (прокручиваем и прокручиваем в себе болезненные воспоминания, так сказать, ковыряем болячки), мы все равно можем из этого режима выйти. В наших силах отвечать за неизбежные факторы стресса более адекватно и избавиться от «заводящих» реакций. Мы можем стать гибкими в том, что касается нейробиологии. И можем обратить плохую эпигенетику себе на пользу, чтобы спастись.

В наши дни ученые признают возможность образования новых нервных клеток (нейрогенез). Наш мозг также способен создавать новые синаптические связи между нервными клетками (синаптогенез), способен предлагать новые схемы реагирования и мышления. Это отнюдь не утопия – вновь соединить разобщенные участки мозга и перенастроить стрессовую реакцию таким образом, чтобы она не воспринималась как тотальная и непоправимая. У нас есть внутренний потенциал для улучшения здоровья. Мы можем назвать этот смелый шаг «нейробиология пробуждения».

ЧАСТЬ II ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СИНДРОМА ВЫЗВАННОГО НЕГАТИВНЫМ ДЕТСКИМ ОПЫТОМ: КАК ВЕРНУТЬСЯ К ИСТИННОМУ «Я»

«Но без осознания своих чувств вы не сможете понять свое поведение, а без понимания своего поведения вы действительно не сможете исправить сценарий межличностных отношений, самых важных в вашей жизни.» Д. Д. Наказава

Профессиональная помощь в ликвидации посттравматического синдрома, связанного с негативным детским опытом

1. Тестирование ACE.

Первым жизненно необходимым шагом на пути к исцелению является заполнение анкеты ACE по негативному детскому опыту и подсчет баллов. Она приведена ниже.

Доктор Винсент Феличчи говорит, что многим людям это помогает выработать нормальное отношение к разговорам о негативном детском опыте, его влияния на нашу жизнь. Когда у нас есть возможность нормально поговорить о том, что произошло, тайна теряет силу, как правило ей присущую, и все воспринимается иначе, в красках надежды.

За каждый ответ "Да" добавляйте себе 1 балл. Итак, до того как вам исполнилось восемнадцать лет, случалось ли что:

1. Родитель или любой взрослый человек часто или очень часто бранил вас, оскорблял или унижал? Или вёл себя таким образом, что вы боялись физически пострадать?   6. Вы потеряли своего биологического родителя по причине развода, отказа от вас или любой другой причине? 
2. Родитель или любой взрослый человек часто или очень часто толкал, хватал, шлепал вас или бросал что-либо в вас? Или хоть один раз ударил вас так сильно, что у вас остались следы или травма  7. Кто-либо совершал следующие действия по отношению к вашей матери или другого близкого человека часто или очень часто толкал, хватал, давал пощечину или бросал что-либо в нее? Возможно ему/ей угрожали ножом или огнестрельным оружием? Возможно это происходило на ваших глазах?  
3. Взрослый человек или любой человек старше вас более чем на 5 лет хоть один раз трогал или ласкал вас или просил потрогать его/ее с сексуальным намеком? Или намеревался потрогать (трогал) вас неподобающим образом, или совершал над вами сексуальное насилие?   8. Вы проживали с кем-либо, кто был склонен к злоупотреблению спиртным, или был алкоголиком или употреблял наркотики? 
4. Вы часто или очень часто чувствовали, что никто в вашей семье не любил или не ценил вас? Или члены вашей семьи не заботились друг о друге, не чувствовали себя близкими людьми или не поддерживали друг друга?   9.Вы жили с кем-либо, у кого была депрессия или психическое расстройство, или кто пытался покончить жизнь самоубийством?  
5. Вы часто или очень часто чувствовали что, вам не хватает еды, вы вынуждены были носить грязную одежду? Или ваши родители находились под слишком сильным влиянием алкоголя или наркотиков, чтобы заботиться о вас или отвезти вас к доктору, когда вам нужна была помощь?   10. Кто-то из тех, с кем вы жили, прибывал в тюрьме?  

2. Анкета по психологической устойчивости.

Узнайте итоговый балл заполнив анкету по психологической устойчивости. Это анкетирование по способности восстанавливать душевные силы, которое было разработано группой психологов, педиатров и терапевтов. Больше можно узнать на сайте www.ACEsTooHigh.com

Пожалуйста, обведите кружочком самый точный ответ на каждое утверждение.


1. Я полагаю, что моя мать любила меня в детстве.   8. Кто-то из членов моей семьи интересовался моими успехами в школе.  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  
2. Я полагаю, что мой отец любил меня в детстве.   9. Члены моей семьи, соседи и друзья часто говорили о том, как улучшить нашу жизнь.  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  
3. Заботиться обо мне родителям помогали другие люди, и, кажется, они меня любили.   10. У нас в семье были правила, и мы должны были их соблюдать.  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  
4. Мне говорили, что в раннем детстве со мной любил играть кто-то из членов семьи, и я обожал(-а) этого человека.   11. Когда мне реально было плохо, я почти всегда мог(-ла) найти человека, которому доверяю, и поговорить с ним.  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  
5. Когда мне было грустно в детстве или когда я был(а) взволнован(-а), я находил(-а) поддержку у кого-то из членов семьи.   12. В подростковом возрасте мало кто сомневался в моих способностях, близкие люди верили в меня и знали, что я умею доводить дело до конца.  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  
6. Соседи или друзья моих родителей очень хорошо ко мне относились.   13. Я был(-а) независимым(-ой) и пробивным(-ой).  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  
7. Пока я рос(-ла), поддержку мне оказывали учителя, тренеры, вожатые и другие люди.   14. Я полагал(-а), что сам(-а) творю свою жизнь.  
Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так   Да, так/Вероятно, так/Не уверен(-а)/Вероятно, не так/Нет, не так  


Теперь посмотрите, что у вас получилось. Сколько раз вы ответили «Да, так» и «Вероятно, так»? Если хотя бы десять из четырнадцати, за вас можно быть спокойным – ваше детство было (почти) безоблачным.

Людям важно подсчитывать баллы по обеим анкетам. ACE дает представление, насколько глубока травма, а с помощью анкеты по психологической устойчивости можно определить, что помогло в детстве выдержать травмирующие события.

Опираясь на это, можно решить, как наиболее выгодным образом сгруппировать факторы психологической устойчивости во взрослой жизни.

Психологи помогут вам «отпустить» свое прошлое и развить личностные качества, прививающие иммунитет к стрессовым ситуациям.

3.Соматическая терапия психической травмы.

Методика SE, помогающая сосредоточиться на ощущениях в теле, была разработана доктором наук Питером A. Левиным, координатором программы «Соматическая терапия психической травмы». Он исходил из того, что животные в дикой природе после того, как их парализует страх, довольно быстро восстанавливаются. Механизм самый простой: обнаружив, что угрозы больше нет, животные сбрасывают физическое напряжение, спонтанно встряхиваясь, по их телу проходит дрожь. Расслабление перезапускает схему дыхания, и они вновь могут глубоко дышать, нервная система возвращается в нормальный режим, и тело проходит в состояние равновесия.

Соматические переживания позволяют нам в безопасном режиме сбросить неприятные ощущения и эмоции. Этот метод используется не только при лечении последствий детских психологических травм, но и облегчает симптомы телесных заболеваний, не связанных с травмирующим опытом.

4. Десенсибилизация и переработка движением глаз.

Метод ДПДГ, способный эффективно помочь в лечении посттравматических расстройств, был разработан в 1990 году Фрэнсин Шапиро, доктором наук, старшим научным сотрудником Института психиатрии в Пало-Альто, Калифорния. Она заметила, что если человек следит глазами за движущимся светом или иными сигналами (стимулом) и одновременно фокусируется на негативном воспоминании, это воспоминание теряет силу.

«У нас у всех есть центр обработки информации в мозге, который накапливает опыт и на основании его делает выводы. Мы соотносим наш нынешний опыт со всеми событиями прошлого, обрабатываем информацию и приходим к новым заключениям,- говорит Шапиро. - Часто воспоминания бывают бесполезными, потому что нет ни обработки информации, ни соответствующих выводов. А при помощи ДПДГ мы смотрим на свое прошлое, соотносим его с нынешней ситуацией и определяем, что нам потребуется, чтобы продолжить жить более полноценно». Во время получения травмирующего опыта адаптивные механизмы психики «выключаются», и наш мозг продолжает жить в режиме повышенной опасности, он как будто застревает в прошлом.

Инструменты на пути к самоизлечению

«Поскольку личность складывается из поступков, мыслей и чувств человека, вам нужно обратить внимание на неосознанные мысли, рефлекторные действия и автоматические эмоциональные реакции. Вы должны исследовать каждое убеждение на предмет истинности и решить, хотите ли вы и дальше питать его энергией.» Джо Диспенза, профессор нейрохимии и нейробиологии

1. Пишите, чтобы исцелиться.

Вам не с кем поделиться своей историей? Не беда, вы можете изложить ее на бумаге. Многим это помогало понять, возможно в первый раз жизни, кто они есть на самом деле.

Исследования показывают, что описание травмирующего опыта способствуют улучшению состояния пациентов, для них это как сбросить груз со своих плеч. Джеймс Пеннебейкер, доктор наук, профессор Техасского университета в Остине, разработал такое несложное задание: «В течение четырех дней записывайте свои мысли о том, что больше всего влияет на вашу жизнь. Обязательно опишите свои самые сильные эмоции. Вы можете увязать этот опыт со своим детством, отношениями с родителями, людьми которых вы любили и продолжаете любить, или со своей карьерой. Единственное условие – писать непрерывно по двадцать минут в день».

2. Нарисуйте свою проблему.

Вы можете рисовать, чтобы «залечить раны», советует профессор Калифорнийского университета, доктор медицинских наук Берни Зигель. Рисуйте все, что приходит в голову. Зигель говорит: «Неважно, что вы рисуете – какую-то уличную сценку или портрет семьи. В конечном счете образы подсказывает ваш мозг. Нарисовав, отложите рисунок в сторону и посмотрите его на следующий день, чтобы проанализировать; думайте о нем так, будто интерпретируете сон. Наводит ли он вас на какие-то выводы?»

До конца не ясно каким образом арт-терапия может изобличить травмы прошлого, но психологи находят ее полезным инструментом для раскрытия тайн подсознания.

3. Попробуйте медитацию.

Медитация осознанности – лучший способ для восстановления мозга. Медитация осознанности способствует изменению нашего неисправного мозга – нормализуя активность перевозбужденных областей, возвращает его в строй. Исследования показывают, что люди, практикующие медитацию осознанности (Программа Mindfulness-Based Stress Reduction, MBSR), не так остро реагируют на травмирующие ситуации и быстрее восстанавливаются после стресса. При стрессе уровень кортизола у них повышается, но когда фактор стресса отступает, организм быстрее восстанавливается. Это означает, что, если и вы начнете практиковать MBSR, ваше тело и мозг не будут испытывать на себе возбуждающее действие гормонов слишком долго. Как следствие, уменьшится тревожность, а когда уменьшается тревожность, человек меньше подвержен болезням. Медитация помогает даже тем, кто пережил настоящие трагедии в раннем детстве и юности. Можно даже говорить о том, что они меняют свою биологическую программу с глубокого минуса на плюс. Ведь когда во время медитации вы глубоко дышите, кислород попадает во все ваши клетки, поддерживая все ваши биологические функции. С помощью долгих и глубоких осознанных вдохов и выдохов, вы активизируете деятельность своей гипоактивной парасимпатической нервной системы. Дыхание-самое действенное лекарство, чтобы успокоиться!

Медитировать желательно ежедневно. Обязательно выберите точку сосредоточения для своей медитации: можно сосредоточиться на дыхании, на том, как воздух входит в ноздри и выходит из них; можно сосредоточиться на том, как поднимается и опадает ваша грудная клетка; на ощущениях в руках и во всем теле; или на звуках, слышных только вам. Точка сосредоточения помогает настроиться. Вы можете, говорит психолог Тара Брач, «плыть в потоке вдохов и выдохов – эти ощущения будут базовыми; или же следить за звуками; или отдаться приятному ощущению тепла».

Профессор Калифорнийского университета, доктор медицинских наук Дэн Зигель предлагает представить осознанность в виде большого колеса. Вернее, так: осознанность находится в центре этого колеса, а из центра простирается много спиц к ободу. Вы смещаете свое внимание с внутренней осознанности («я») вдоль спиц и поочередно сосредотачиваетесь на каждом секторе обода, где концентрируется то, что вас волнует.

Когда мы начинаем практиковать медитацию, помните, что отвлекаться - естественно. В ходе расслабления возникла мысль - замечайте и называйте ее: вот тревога, вот осуждение, вот радость, вот печаль или что-то иное. Затем опустите эту мысль.

Разум вырабатывает мысли подобно телу, вырабатывающему энзимы, - поясняет психолог Тара Брач. - Мысли не враги. Когда вы понимаете, что заблудились в собственных мыслях, расслабьтесь и вернитесь в ваше фактическое бытие, в «здесь и сейчас». Прислушайтесь к звукам, расслабьте плечи, если они напряжены, смягчите свое сердце и распахните его для чувств. Обратите внимание на разницу между любой возникающей мыслью и тем, что вы чувствуете «здесь и сейчас».

Медитация позволяет договориться с прошлым, чтобы оно не мешало вам жить в настоящем, наслаждаться тем, что происходит «здесь и сейчас».

Ежедневная десятиминутная практика медитации осознанности может стать для вас ментальной гигиеной, которая значительно снизит остроту стрессовой реакции.

Еще пару слов о медитации, на этот раз о медитации милосердия – так называемой метта, или любовь-доброта. Задача метты – развитие безусловной любви и сострадания. Все потрясающе просто – вы начинаете с милосердия по отношению к самому себе. Это важно, потому что, если вы не можете простить себя, принять и полюбить себя таким, какой вы есть, у вас возникнут сложности с прощением и принятием остальных.

По словам Джо Диспенза, профессора ненйрохии и нейробиологии,- «Практикуя медитацию, со временем вы сможете достигать тета-диапазона – состояния, в котором тело спит, но разум бодрствует. Это поистине страна чудес. Проникая в самые глубины подсознания, мы получаем возможность немедленно заменять негативные ассоциации на более позитивные».

4. Внутреннее зрение.

«Мозг – наш центр управления, – говорит доктор медицинских наук Дэн Зигель. – Он делает все для того, чтобы люди, пережившие негативный опыт, выработали так называемое внутреннее зрение – способность наблюдать за своими действиями со стороны и на ее пике слиться со своим образом воедино».

Когда вы сосредоточиваете внимание на сознании, на том, как оно работает, можно построить специфические схемы, восстановить нервные цепи и нарастить соединения нервных клеток на тех участках мозга, которые потенциально слабы в случае негативного детского опыта или непрочной связи с близкими.

Зигель поясняет: «Внутреннее зрение дает нам возможность подняться над грустью или злостью и понять, что мы всего лишь испытываем чувство грусти или злости в данный момент или на протяжении какого-то времени, что на самом деле грусть или злость не являются нашей частью. Нам остается принять эти чувства, а затем дать им трансформироваться, чтобы они не привели нас ни к депрессии, ни к злости, ни к ярости».

Попробуйте такое упражнение: закройте глаза и спросите себя: «Что я ощущаю прямо сейчас в своем теле?» Вы можете ощутить напряжение мышц или биение своего сердца, услышать дыхание… целая волна физических ощущений. Какие эмоции вы испытываете? Какие образы приходят вам на ум? Сделайте то же самое, когда почувствуете стресс или во время трудного разговора – прислушайтесь к себе.

Изучение своих эмоций, ощущений и мыслей дает мозгу энергию. «Потоки ионов сквозь мембраны клеток нашего мозга, запускают выброс химических веществ, которые позволяют нервным клеткам общаться друг с другом, - говорит Зигель. - Это электрохимическое взаимодействие способствует воссоединению участков мозга, где связь была частично утрачена в следствии раннего негативного опыта, стимулирует рост нервных клеток, и тем самым мозг укрепляется.

5. Использование аффирмаций.

Аффирмации должны всегда быть в настоящем времени- подчеркивает психолог Луиза Хей. - Говорите: «У меня есть…» или «Я – такая-то…» вместо: «У меня будет…» или «Я хочу быть (стать) такой-то…». Если аффирмации произносятся в будущем времени, то их результаты так и остаются где-то в будущем, за пределами нашей жизни.

В своей книге «Исцели свою жизнь» Луиза Хей приводит следующую аффирмацию:

«Я хочу отпустить. Я освобождаю. Я разрешаю уйти. Я избавляюсь от напряжения. Я избавляюсь от гнева и раздражения. Я разрешаю уйти от себя всей печали. Я освобождаюсь от всех устаревших и ограничивающих меня мыслей и идей. Я разрешаю им уйти. Я в мире и согласии с самим собой и в гармонии с процессом жизни. Я чувствую себя в безопасности».

6. Метод словесно-образного, эмоционально-волевого управления состоянием человека.

Метод СОЭВУС был разработан российским учёным, психотерапевтом Георгием Николаевичем Сытиным и включает в себя более двадцати тысяч исцеляющих настроев. Настрои были созданы им по результатам многолетних исследований воздействия слов на организм человека.

Метод содержит в себе теорию, приемы самовоспитания, настрои и методику их усвоения. Настрой – это точная словесная формулировка знания. Настрой – это мысле-образное эмоционально-волевое самоубеждение, которое неизмеримо сильнее многих лекарств.

Слово обладает способностью многостороннего комплексного раздражителя, - поясняет Г.Н. Сытин.- то есть способностью оказывать на кору головного мозга весьма мощное и специальное воздействие, в частности, вызывать у человека сильнейшую эмоциональную реакцию.

7. Исцеляем тело движением.

Работая с сознанием, мы не можем игнорировать важность работы с телом, которое хранит физическое напряжение от состояния «борись или беги». Чтобы снизить негативные реакции, телу нужна, как это ни банально звучит, ежедневная мышечная нагрузка. Среди различных видов физической активности хотелось бы выделить йогу.

Результаты позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) показывают, что после занятий йогой церебральный кровоток к миндалевидному телу ослабевает, а к лобной доле и префронтальной коре усиливается. Когда вы получаете негативный опыт в раннем детстве, эти зоны мозга работают заторможенно, и нужно проявить терпение, чтобы снова их включить. Практика йоги также повышает уровень ГАМК – гаммааминомасляной кислоты, нейромедиатора, который, улучшая функции мозга, дает нам спокойствие. Если у вас недостаточно ГАМК, вы сильнее подвержены депрессии и неврозам. Тестирование на стресс показывает, что у тех, кто регулярно практикует йогу, значительно снижается количество биомаркеров воспаления.

Еще одним преимуществом йоги является практика специфических поз, которые помогают снизить напряжение в поясничной мышце, Musculus psoas major, известной как мышца «борьбы или бегства». Эта мышца обеспечивает поддержку корпуса, максимально комфортное расположение внутренних органов, и она позволяет нам двигаться, так как связана с ногами. Когда у нас внезапно случается приступ тревоги или страха, мышца активизируется, чтобы подготовить нас либо к бегству, либо к борьбе – брыканию, ляганию. У детей, получивших ранний травмирующий опыт, поясничная мышца часто напряжена, как у животного, которое напрягается, перед тем как броситься на кого-либо. Спустя какое-то время напряжение становится постоянным, но мы даже не знаем, что оно привязано к эмоциям из нашего прошлого. Кроме того, сокращение (укорачивание) поясничной мышцы вследствие стресса или напряжения создает предпосылки для болезненных состояний – от болей в пояснице до проблем с пищеварением и бесплодия.

Дэвид Берчелли, доктор наук, разработал шесть упражнений – Trauma release exercises (TRE), – помогающих людям расслабить мышечное напряжение, накопленное в результате стресса или негативного опыта, полученного в детстве. Эти упражнения вызывают неврогенный тремор (мышечную тряску). Когда тряска начинается в центре тела – в зоне, где расположена Musculus psoas major, – проходя вдоль позвоночника, она ощущается во всем теле; напряжение таким образом снижается от крестца до черепа.

Заключение

Хочу подитожить и еще раз подчеркнуть, что не важно сколько Вам лет или сколько лет Вашим детям — существует научно проверенные и относительно простые шаги, рассмотренные в данной работе, которые можно использовать, чтобы перезагрузить мозг, найти пути к исцелению и обрести себя.

Следует помнить, что негативный детский опыт часто бывает наследием многих поколений, а схемы негатива почти всегда закладываются задолго до нашего появления на свет. Потому прошу не обвинять родителей в том, что что-то не получилось.

Также хочу попросить Вас посмотреть в зеркало на себя, на взрослого человека, и постараться увидеть в нем ребенка, которым были когда-то. Вы знаете его историю. Поразмыслите над множеством стратегий, которые теперь имеются в Вашем распоряжении, чтобы помочь этому ребенку стать собой. И пообещайте ему, что он будет здоровым и счастливым!

    Список использованной литетартуры:
  1. Д. Д. Наказова «Осколки детских травм»
  2. Джо Диспенза «Сила подсознания»
  3. Луиза Хей «Исцели свою жизнь»
  4. Лиз Бурбо «Пять травм, которые мешают быть собой»
  5. Г.Н. Сытин «Мысли, исцеляющие от гинекологических заболеваний