Эмоции и страхи беременной женщины. Работа над страхами

Введение

Рождение ребенка - высшее предназначение женщины. Осознание и прочувствование красоты, неповторимости этого события - высшая награда не только для самой матери, но и для ребенка, всей семьи, для общества, для нации.

Во время беременности у женщины изменяется психика, ее отношение к окружающим, беременная по-особенному реагирует на внешние и внутренние раздражители. Психика беременной женщины заполнена своими собственными ощущениями, она влияет на функцию нейрогуморальной системы, нейротрофический метаболизм, а также на синтез ферментов и другие биохимические показатели. В значительной степени изменяется реактивность всего организма женщины, включая и психическую форму (13)

Беременность ставит перед нами новые, порой совсем непростые задачи. Сам факт ее наступления зачастую заставляет испытать целую бурю эмоций, в которой трудно разобраться. Эмоции приходят совсем разные, противоречивые, даже если женщина беременность планировала, предчувствовала и ждала. Часто в представлении беременность бывает счастливым временем, лишенным забот и проблем, а в реальности оказывается, что вместе с ее наступлением и трепетной радостью приходит и тревога, страх изменения жизни, отношений в семье и с мужем, сожаление о чем-то недоделанном. При этом женщина продолжает жить свою жизнь, полную разных переживаний, проблем. Еще сложнее может выглядеть ситуация, когда беременность неожиданная, а семейная ситуация не так устойчива, как могла бы быть. С точки зрения физиологии начало беременности тоже непростое время: в организме женщины происходит мощная гормональная перестройка, темпы формирования и развития дитя очень высоки, все это влияет на самочувствие будущей мамы (4)

Одной из проблем с которой, сталкиваются психологи при работе с беременными - это повышенный уровень тревожности, беспричинное беспокойство и неустойчивость эмоционального состояния. Чаще всего их одолевают сомнения по поводу нормальности будущего ребенка, благополучия вынашивания и родов, изменения себя и жизненной ситуации и т.п. Многие из этих и других тревог происходят от незнания некоторых аспектов, связанных с беременностью, родами, развития ребенка.(10)
Актуальность данной темы обусловлена тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины и психологии, повышение научного и технического уровня родовспоможения психологические проблемы в период беременности не уменьшаются.

Важными факторами сохранения репродуктивного здоровья женщины, правильного ведения беременности и родов являются рациональное планирование семьи и повышение медицинской и психологической грамотности, в первую очередь женского населения.

1. Эмоциональное состояние женщин во время беременности: теоретические подходы к проблеме.

Беременность — очень особенное время постоянного изменения, преображения. Процесс развития и роста дитя происходит в маминой матке, и сама женщина во время беременности и родов меняется — становится матерью, постигает свое женское предназначение. Этот процесс перехода к материнству протекает на всех уровнях: физическом, ментальном, эмоциональном, преображается тело и душа женщины. Гормональный фон беременности может привести к частым сменам настроения, повышению тревожности, изменениям либидо, утомляемости и слезливости, к другим неожиданным эмоциональным изменениям. Порой достаточно много испытаний доставляет женщине ее общая жизненная ситуация. Все это, происходящее внутри и около беременной женщины, требует зачастую от нее большого напряжения сил. В это время очень важно качество и достаточность поддержки, которую получает женщина, востребованной может оказаться профессиональная помощь психолога, акушерки или опытной женщины, прошедшей опыт вынашивания и рождения ребенка.(2)

Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем.

В первом триместре актуализируется, и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен "синдром обустройства гнезда", который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в этот период на подготовку к родам и послеродовой период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, - с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка. (13)

Кризис первой беременности на субъективном уровне может сопровождаться негативным эмоциональным состояниями. В их число входят раздражительность, эмоциональная неустойчивость, особая чувствительность к стрессогенным факторам, неясность жизненной перспективы, ощущение одиночества. Столкнувшись с этим кризисом, нередко женщина пытается не замечать, как изменилась ее жизненная ситуация, хотя при этом может чувствовать себя несчастной, испытывать депрессию и разочарование. Полное отсутствие негативных эмоций, безмятежное переживание беременности может являться симптомом отказа от усилий по преодолению кризиса. Женщины, которые игнорировали трудности, преувеличивая положительные чувства во время беременности, впоследствии не верили в себя как в мать, у них ухудшились супружеские отношения, труднее протекали роды, они более негативно относились к кормлению грудью, их дети были хуже развиты, чем другие.(19)

Изменение в самосознании женщины во многом обусловлены действием эволюционно выработанных биологических механизмов формирования материнского отношения к ребенку (привязанности). Важную роль в формировании привязанности у матери играет особую роль "парацептивный" опыт (т.е. опыт, связанный с ощущением матерью движений плода, вызывающий у будущей матери чувство "сродненности" с собственным ребенком). (12)

Рассматривая беременность, можно выделить основные отличительные характеристики этого периода. На наш взгляд, изменения затрагивают три уровня человеческой жизни: физиологический, психофизиологический и психологический. Рассмотрим психологический уровень изменения.

Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности. Применительно к беременности, синдром – это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивается не родами, а в момент пигмалионизации своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами (2)

На первом этапе чаще всего испытывается аффект осознания себя беременной. В рамках этого симптома, как правило, проявляется следующее различие: чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я – в положении". Этот этап характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. Реальные биологические и нейроэндокринные изменения, сопровождающие беременность, могут оказывать глубокое психологическое влияние на ожидающих матерей.

Так как эти изменения носят интенсивный характер в начале беременности, и требуется некоторое время для адаптации к ним, вероятно, что эмоциональные переживания женщины в течение первого стресса, характеризующегося такими проявлениями, как тошнота, рвота, головокружение, головные боли и нарушение аппетита.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который, в той или иной степени присущ для всего периода беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебание настроения могут выражаться в различной степени внутреннего напряжения: в ощущениях скуки, в медлительности, в возрастающем недовольстве собой, в вербализованном чувстве угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. Исследователи отмечают, что в это время наблюдаются характерные быстрые колебания настроения и воскрешение прежних тревог, аффектом, в котором одновременно присутствуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие до паники – "вынесу ли я роды?" ; и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального положения своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы; и наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.(9)

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. В этот момент будущей матерью переживается симптом новой жизни в себе. Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может. По мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период обычно начинает трактовать поведение будущего младенца: "проснулся", "веселится", "беспокоится" и т.п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональный тона. Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляются черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно – смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как "соединство", "сроднение". Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.(9)

Таким образом, описанный выше синдром, является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем, его симптомы в конкретных случаях могут быть представлены с различной степенью выраженности в каждом конкретном случае. Наиболее ярко вышеуказанные симптомы, усиленные страхом перед неизвестным, проявляются в течении первой сохраненной беременности.

Исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью считать беременность качественно новым состоянием организма и психике женщины. Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов в жизни женщины периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью) будет зависеть от ее умения быть матерью.(2)

Поэтому основным показателем успешного окончания беременности, на наш взгляд, является приобретение женщиной нового качества материнства.

2. Тревожность и ее причины во время беременности.

Когда происходят перемены в жизни, люди испытывают более или менее сильное эмоциональное напряжение, которое субъективно переживается как чувство беспокойства, тревожности страха. Слишком высокий уровень беспокойства – тревожности снижает эффективность выполняемой человеком деятельности приводит к появлению ошибок, вызывает изменения различных вегетативных функций организма (дыхательных, сердечных, эндокринных).(11)

Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.

Кроме того, в период ожидания ребенка, у женщины преобладают интересы, связанные с рождением и здоровьем будущего ребенка, все другое отходит на второй план. При этом женщина может не чувствовать себя готовой заботиться о малыше. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе. Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.

Развитию тревоги способствует оторванность будущей мамы от активной жизни, особенно когда она не работает и сидит дома, - отсутствие новых впечатлений и положительных эмоций, а также негативный чужой опыт, то появление тревоги в этот период вполне предсказуемо (по наблюдениям врачей одна треть всех женщин испытывает нечто подобное в период беременности). (19)

Тревога – это неопределенный страх, проецируемый в будущее. Вроде все хорошо, но человек находится в постоянном ожидании, что вот-вот случится что-то нехорошее с ним или с его близкими. Это тягостное переживание надвигающейся беды, когда не знаешь где и когда случится несчастье, но уверен, что оно произойдет.

    Факторы, пугающие будущих мам:

  • Незапланированная спонтанная беременность: увидев положительные результаты теста, женщина начинает судорожно вспоминать, какие алкогольные напитки она пила, сколько сигарет выкуривала и какие лекарства принимала. Если результаты подсчетов неутешительные начинается паника.
  • Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка. Спектр волнений здесь весьма объемен: от считающийся вредной для здоровья работы за компьютером до несделанных некогда прививок и опасения заболеть гриппом или краснухой.
  • Боязнь родов: ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом.
  • Генетические страхи: рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин.
  • Эстетические страхи: боязнь тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой.
  • Один из самых распространенных страхов страх о здоровье будущего ребенка.
  • Страх стать плохой матерью: сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком.
  • Боязнь ответственности за судьбу ребенка: никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.
  • Страх будущего: различных перемен в семье, связанных с появлением ребенка от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и крушения профессиональной карьеры.(13)

Первопричиной многих страхов является неизвестность, недостаток информированности и новизна состояния, отсутствие опыта у женщин, беременных впервые. Их страхи могут быть очень сильными, порою даже паталогическими. И если не работать с ними, велик риск укоренения страха и его развития вплоть до формирования послеродовой депрессии. Тем, кто уже имел опыт беременности ранее, несколько проще. Они больше понимают сам процесс и предполагают, чего можно ожидать. Но это вовсе не отменяет наличие страхов, так как уже имеющийся опыт может иметь разную окраску. Порою страхи беременных неоднократно более осознанные и имеют под собой негативный опыт, что делает работу с ними столь же немаловажной, сколь работу с беременными впервые.(14)

Неосознанные страхи характеризуются зачастую физическими изменениями в организме – проблемы с засыпанием, плохое качество сна, ночные кошмары, разнообразные телесные реакции. И часто женщины жалуются на общее недомогание, не предполагая, что это может быть связано с неосознанными процессами, происходящими во внутреннем мире. Часты жалобы на общую усталость, раздражительность, общее недомогание. Поэтому первоочередной задачей терапевта является извлечение страха из глубин подсознания и проработка его на всех уровнях.

Беспокойство и страх. Отрицательные эмоции сильнейшим образом воздействуют на организм беременной женщины. Беспокойства и страхи вызывают биохимические изменения в организме, готовя его к ответной реакции противостояния или бегства. Если же борьба и бегство невозможны, то эти изменения негативно воздействуют на организм и становятся причиной болезненных эффектов в развитии головного мозга плода.

Одно из таких биохимических изменений заключает в выработке катехоламинов, которые вызывают сужение артерий и снижают приток крови к внутренним органам.

Всем известно, что кислород жизненно необходим для развития мозга ребенка. Хотя плод вполне способен перенести кратковременное кислородное голодание, вызванное ответной реакцией на страх, но месяцы тревожной и беспокойной жизни могут сказаться весьма и весьма отрицательно. Кроме того, катехоламины могут затормозить развитие гормонов мозга - эндорфинов.(8)

3. Влияние негативных эмоций во время беременности на ребенка и перинатальные матрицы Грофа.

Научно доказано, что если будущий ребенок нежелателен для матери и она в период беременности озлоблена и раздражена, то ее негативизм чувствует плод. Б.П.Никитин считает, что психика нежеланного ребенка травмируется еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия других факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет, почти всегда, отличаться в физическом и психическом развитии от желанного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет радостного ожидания ребенка. Сами роды воспринимаются со страхом. По поводу влияния эмоционального стресса на процесс родов врачами замечено, что причиной слабости родовой деятельности и слабости потуг у первородящих могут быть отрицательные эмоции (особенно чувство страха перед предстоящими родами).(6)

Самое опасное для психического развития детей — это сочетание их нежелательности вообще и нежелательности по полу в частности, если они вторые в семье и первенец того же пола не только желанный, но и соответствующий по полу ожиданиям родителей.

Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежелательностью, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей.

Из-за стрессового состояния матери при отрицательном отношении к беременности у ребенка уже внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы организма. Закономерным следствием стресса от нежелательной беременности могут быть: угроза раннего выкидыша, осложненные и преждевременные роды, масса тела меньше нормы, беспокойство и возбудимость ребенка, нарушения аппетита, обмена веществ, поражение кожи ребенка. Нежеланные дети легко расстраиваются, обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоиться, тем более без пустышки, соски, к которым они имеют пристрастие, так же как к сосанию пальца и онанизму.(17)

Нежеланные дети более завистливы и труднее переносят профессиональные успехи других и их счастье в личной жизни. Отсюда недоброжелательность, колкость, ироничность. Нежеланные дети с одинаковым успехом пополняют ряды больных неврозами и людей с патологическими чертами характера — психопатов (Захаров, 1998).

Значительный вклад в развитие перинатальной психологии внес Станислав Гроф - доктор медицины, американский психолог чешского происхождения. С его именем связано открытие нового, трансперсонального направления в психологии. Согласно теории Станислава Грофа, характер человека формируется еще до его рождения. Страстное желание иметь ребенка, благополучная беременность, естественные роды, первое кормление – вот то, что обеспечит маленькому человеку счастливое и гармоничное будущее. Станислав Гроф считает, что в момент, когда вы впервые прикладываете крохотное тельце к груди, и папа снимает это событие на камеру, завершается формирование детской личности. Все дальнейшее, включая воспитание и образование, будет работать с эффективностью бактерицидного лейкопластыря. Это факт, доказанный большинством пациентов Грофа, которые в ходе исследований вспомнили не только обстоятельства своего появления на свет, но и предшествующие девять месяцев. За это время плод проходит четыре этапа психологического развития, соответствующие периоду беременности, схваток, родов и первого кормления. Поступающая «внутрь» информация «закачивается» в матрицы (иными словами, раскладывается по полочкам подсознания), чтобы затем стать пожизненной основой поступков человека.

Станислав Гроф выделил четыре перинатальные матрицы. В ключе темы данного реферата нас интересует первая перинатальная матрица- матрица беременности -Рай или матрица любви.

Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие с формированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память. В этом случае матрица Рая начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. В это время малыш получает свое первое знание о мире, основное и глубинное. А для него в первую очередь важно быть желанным. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

Девять месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – РАЙ. Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура, постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).

Нормальная первая матрица означает мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию. Ребенок прошедший принимающую, любящую первую матрицу растет с высокой самооценкой, с любовью и доверием к жизни.

Травмированная первая перинатальная матрица может подсознательно формировать следующие программы поведения: при нежелательной беременности формируется программа "вечно я не вовремя". Если родители думали об аборте – страх смерти, программа "Только я расслаблюсь – меня убьют", если мама девочки убежденно желает мальчика, в дальнейшем у малышки могут быть серьезные проблемы с женским естеством, вплоть до бесплодия. Нежеланным детям свойственна заниженная самооценка, застенчивость, склонность к ипохондрии.

4. Работа над страхами и тревожностью во время беременности.

Непроработанные проблемы никуда не денутся после родов. Очень часто они становятся причиной осложнений беременности и основой для послеродовой депрессии, а также чреваты проблемами с кормлением и уходом за малышом.

Итак, первый ключ к изменениям – осознание проблемы. Задача психолога в этом случае – помочь женщине вербализировать свои страхи, говорить о них, выносить на поверхность и разделять с другим (в частности с терапевтом). Первичная проблема заключается в том, что женщина изолирована наедине со своим страхом, она живет в поле недиференцированной тревоги и испытывает сложности с обращением с этим состоянием. Инициируя диалог, вытаскивая страхи на поверхность, терапевт тем самым помогает клиенту «выйти из сумрака», из состояния информационной и эмоциональной «комы», состояния, в котором женщина одна. Разговаривая с женщиной о её страхах, терапевт оказывает поддержку уже одним своим присутствием, показывая, что он тот, кто готов присоединиться и помочь в её состоянии. Иногда этот ресурс является единственным в случае, если окружение не толерантно к состоянию женщины и не воспринимает её сложности, как таковые. (19)

Принципиальный момент при работе со страхами беременных – выслушать. Подойдут техники активного слушания: перефразирование, переформулировка, уточняющие вопросы. Главное – разговорить женщину, дать ей возможность вербализировать свои страхи, обозначить словами, вытащить на поверхность. Так как непроговоренные страхи – монстры подсознания, которые прочно угнездились в голове и активно обустраивают гнездо, разрастаясь до невероятных размеров. Вовремя вербализованный страх – материал для проработки. И пока он еще не обзавёлся семейством и многочисленными потомками, самое время выгнать его с облюбованного местечка. (16)

Второй важный этап работы – информирование. Женщине нужно спокойно объяснить, что происходит с её организмом. Изменения гормонального фона сильно влияют на эмоциональную стабильность. Под влиянием гормональных скачков психика испытывает сильный стресс. Наряду с изменениями в теле, происходят изменения эмоциональной сферы, переориентация с позиции «я» на позицию «мы». На осознание этого требуется некоторое время. И для женщины объяснение данного процесса также может стать весьма полезным.

Для всех методик работы со страхами беременных есть общий пункт – вербализация. Затем, в зависимости от выбранной методики и подхода в практике терапевта, используются специфические инструменты. На первой стадии работы важно прояснить, какая из техник наиболее близка клиенту, какой «язык» более понятен: метафора, рисунок, когнитивный уровень. И в зависимости от этого следует выбирать дальнейший подход к работе. Ведь совершенно нелогично предлагать работу с рисунком женщине, испытывающей сложности с рисованием или той, кому ближе логика. Поэтому обязательно необходимо дать выбор, что поможет сделать более доверительной атмосферу консультации и понятным язык взаимодействия.

    Методы работы со страхами беременных:

  1. сказкотерапия;
  2. рисуночные техники;
  3. когнитивная проработка;
  4. работа через метафору.
  5. занятия перинатальной йогой и медитации.
  6. посещение школы для беременных.

    Работа со страхом включает несколько этапов:

  1. запрос – обозначение проблемы клиентом (страх);
  2. сбор анамнеза: когда появился, с чем связан, как ведет себя, как проявляется: психологические, эмоциональные и телесные проявления страха
  3. переформулировка терапевтом истории клиента (вербализация «со стороны»)
  4. применение частной методики работы со страхом.

Особенности работы с техниками

Арт-терапия– метод психологии, позволяющий с помощью искусства выразить свои негативные и положительные эмоции, озвучить фобии, страхи, переживания и преодолеть их.

Нелишним будет упомянуть о том, что психолог, работающий методами арт-терапии и предлагающий их своему клиенту, должен быть технически подготовлен и иметь набор инструментов для работы. А именно: бумагу, краски, карандаши и место, где клиент сможет с комфортом расположиться, чтобы рисовать. Рисуночные техники требуют определенного времени для исполнения (сессия должна длится не менее 60 минут: 10 минут преконтакта (обозначение проблемы, вербализация страха, выбор методики и объяснение задания с обозначением времени на выполнение), 20 минут на выполнение основного задания с объяснением, что нарисовал клиент), 20 минут на внесение изменений в рисунок и пояснения, что изменилось и как теперь выглядит вся картина, 10 минут рефлексия с обсуждением полученных результатов, сравнения состояния клиента до и после сессии). При этом позиция терапевта – наблюдение и администрирование процесса с обозначением временных рамок. В данном случае важно четко выдерживать временные интервалы, чтобы были пройдены все этапы работы, так как при выпадении одного из них, сессию нельзя считать завершенной. Лучше сократить время одного из этапов и попросить клиента закончить после сессии, чем пожертвовать одним из этапов в угоду выполнения другого, так как в результате четкого соблюдения всех этапов, клиент получает образец, на основе которого сможет самостоятельно проработать дома другие свои страхи. (13)

Сказкотерапия

Особенность данного метода также как и особенность предыдущего, состоит в том, чтобы соблюсти все этапы работы. Важно, чтобы язык сказки был знаком и понятен обоим участникам процесса и не вызывал сопротивления у клиента и непонимания у терапевта.

Когнитивная проработка

Когнитивная проработка подходит тем клиентам, чей тип мышления ближе к логическому. Это становится понятно на стадии преконтакта. Клиент, как правило, хорошо систематизирует информацию, обобщает ее и строит логические умозаключения. Это не отменяет возможности работы с проективными методиками. Их также стоит предложить. Но если когнитивный уровень ближе и понятнее клиенту, не стоит настаивать (особенно на начальном этапе работы), на глубинном погружении в бессознательное путем применения проективных методик. К тому же, если намечается некоторое количество встреч, а не одноразовая консультация, начинать рекомендуется именно с этого метода, так как он, наряду со сбором первичной информации, поможет дать более четкие представления о внутреннем мире клиента, его понимании процесса, особенностях мышления и взаимодействия. При использовании данного метода важно сделать акцент на поиск ресурсов, которые помогут клиенту проработать свой страх на уровне рассмотрения, вербализации, понимания, что с ним можно сделать. Причем порою достаточно указать клиенту на реально существующие физические ресурсы (наличие жилья, детородный возраст, наличие поддержки со стороны близких и т.д.).

Работа через метафору

Работа через метафору – один из частных методов проективной психотерапии, который может с успехом применяться наряду с техниками арт-терапии, сказкотерапии и других проективных методик. Метод позволяет глубоко погружаться во внутренний мир клиента и посредством переформулировки и внесения корректив в изначально представленный клиентом материал, находить ресурсы для борьбы со страхами. Рекомендуется для использования с теми клиентами, кто готов к путешествию в мир бессознательного. Методика хороша тем, что легко управляется терапевтом и не является травматичной для клиента. Общей рекомендацией при работе с беременными женщинами является собственная информированность о процессе, настройка на диалог и принятие, желание оказать поддержку, возможность испытывать эмоции к своему клиенту и способность к контакту. Не к месту будут конфронтация, жёсткие методы работы и ожидание эмоциональной стабильности от женщины в её состоянии.

Перинатальная йога и медитации

Перинатальная йога и медитации- регулярные занятия йогой помогают беременным облегчить самочувствие, избавляют от усталости, слабости и сонливости. Йога способствует профилактике варикозного расширения вен и отеков, благодаря асанам улучшается кровообмен между малышом и мамой. Выполнение асан увеличивает эластичность связок и мышечных тканей, что придает уверенность беременной женщине в своих силах и облегчит течение родов. Йога при беременности налаживает работу эндокринной системы, укрепляет иммунитет, учит расслабляться, избавляет от тревожности и дарит позитивный настрой. Эндорфины, которые выделяются в процессе занятий вызывают ощущения эйфории, способствуют снижению тревожности, нивелируют эмоциональное перенапряжение. Занятия йогой помогают беременной женщине понимать и принимать свое тело и эмоции, что сонастраивает ее со своим малышом.

Посещение школы для беременных.

Как правило, такие школы являются профилактикой социальной изоляции беременных, где будущие родители имеют возможность не только получить всю необходимую информацию о беременности, родах и детях, но и пообщаться, приобрести новых знакомых, друзей, общение с которыми может быть продолжено и после рождения малышей. Особенно актуально посещение школы для тревожных, излишне впечатлительных, эмоциональных женщин, для которых период беременности, подготовки к родам и рождение малыша могут стать в психологическом плане довольно сложным периодом. Занятия для беременных помогут будущей маме приобрести большую стрессоустойчивость, эмоциональную стабильность, научат различным методикам релаксации, успокоения, переключения внимания, что, безусловно, будет очень полезно и во время беременности и в ответственный момент родов. Часто на занятиях для беременных обсуждаются темы семейных взаимоотношений, которые неизбежно претерпевают изменения во время беременности и с рождением малыша. Полезно и благоприятно для улучшения взаимопонимания в супружеской паре посещение таких занятий будущими папами. Кроме того, совершенно естественно, что в период беременности, все, что связано с ней и предстоящими родами, волнует многих женщин больше всего, и все эти вопросы требуют обсуждения.

В процессе общения с единомышленниками беременные заряжаются позитивом и положительными эмоциями. Этого так не хватает некоторым беременным женщинам. Настроение «никто меня не понимает» – первый враг внутренней гармонии. От этого – депрессия и другие тягостные мысли и состояния. Поскольку состояние мамы оказывает влияние и на малыша, то посещение школ для беременных это замечательная профилактика депрессии, социальной изоляции, и чувства беспомощности.

Заключение

Во время беременности у женщины изменяются ощущения, чувства и настроения. Ей кажется, что мир вокруг нее изменился из-за перемен, происходящих в ней самой. Изменение психического состояния у женщины при нормальной беременности возникает под влиянием изменений, происходящих в ее нервной и эндокринной системах, регулирующих беременность. (15)

Высокий уровень готовности к материнству характеризуется наличием позитивного опыта взаимодействия с собственной матерью, высокой ценностью еще не родившегося ребенка для беременной женщины, наполненностью смысловых процессов, направленностью интересов и установок беременной женщины на образ еще не родившегося ребенка. (14)

Очень большую роль для хорошего психологического состояния женщины во время беременности играет поддержка близких для нее людей. Такими людьми чаще всего являются муж беременной, родители, родственники и друзья. Поддержка, забота и внимание способствуют положительному эмоциональному состоянию женщины на данном периоде. Негативное эмоциональное состояние женщины во время беременности может пагубно влиять на развитие ребенка. В период беременности беременную следует оградить от лишних проблем и забот, которые могут отрицательно повлиять как на состояние женщины, так и на развитие малыша – его психические и личностные характеристики.

Беременной женщине для успешного протекания беременности рекомендуется посещать школы беременных и занятия перинатальной йогой. Эти меры способствуют гармонизации психического и физического самочувствия, сонастройке будущей мамы со своим малышом, рассеиванию страхов и мифов вокруг беременности. В случае длительного нарушения эмоционального состояния, страхов и депрессии рекомендуется обратиться к психологу, который с помощью проективных методик и психологических техник поможет вернуть благостное и гармоничное ощущение.


Список использованной литературы

  1. Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю.А.Алешина. М.: Класс, 2000. – 242 с.
  2. Аптулаева А.Г. Я скоро стану мамой. / А.Г. Аптулаева, О.Д. Ворожцова. - СПб.: У-Фактория, 2001. - 460 с.
  3. Баженова О.В, Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка //Синапс,1993, №4.)
  4. Боулби Д. Материнская забота и психическое здоровье / Д. Боулби // Хрестоматия по перинатальной психологии. – М. : Изд-во УРАО, 2005. – С. 246 – 251.
  5. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности. / В.И. Брутман, М.С. Радионова. - М.: Смысл, 2003. – 160 с.
  6. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.
  7. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004.- 400 с.
  8. Грентли Дик-Рид Роды без страха. Столица-Принт, 2005 г. 304 с.
  9. Добряков И.В. В ожидании ребенка. / И.В.Добряков. - СПб.: ИК
  10. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. / С.Ю.Мещерякова. - М.: Мир, 2000. – 231 с.
  11. Практическая психология: учеб. пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 368 с.
  12. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен. / В.А.Рамих. - Ростов-на-Дону.: Ростовский ГУ, 1997. – 407 с.
  13. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин // Мед.помощь, 1996, №3, с. 33-36
  14. Скоробогатова Л.Г. Книга о гармоничной беременности. / Л.Г. Скоробогатова. - СПб.: У-Фактория, 2006. – 272 с.
  15. Фадеева В. Самая важная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 768 с.
  16. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. / Г.Г. Филиппова. - М.: Жизнь и мысль, 1999. – 232 с.
  17. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
  18. Чарлиш А. Ваша беременность. / А. Чарлиш. - М.: Ниола - Пресс, 1998. – 185 с.
  19. Чеботарева И.С. Эмоционально-личностные особенности беременных женщин и динамика их изменений в процессе позитивной психотерапии / И.С. Чеботарева. – Казань: Медицина, 2001. – 490 с.