maltceva.jpgАвтор статьи - Инна Мальцева, мать троих детей, практикующий психолог.

В настоящее время многие практические психологи отмечают рост количества тревожных детей дошкольного и школьного возраста. Что же это на деле?

Тревожность – это особенное состояние психики детей, это состояние беспокойства, а также эмоциональная реакция на опасность, чувство беспомощности.
Тревожность возникает у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания детей. Действия родителей противоречивы и непоследовательны. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы, один родитель – демократичен, а другой – авторитарен. Система требований, а также наказаний и поощрений постоянно меняются.
Если ребенок попадает в такую ситуацию систематически, то он не понимает, как себя вести и становится тревожным.

Чем же мешает тревожность детям в дошкольной и школьной жизни?
Тревожность и страхи порождают неуверенность в себе. Дети, живущие под их гнетом, растут нерешительными и пассивными. В дальнейшем это мешает им хорошо учиться, усваивать школьный материал.
Они начинают бояться нового, неизвестного, становятся сверхосторожными. Им тяжело общаться со сверстниками, а также с братьями и сестрами, с родителями.
Тревогу у таких деток могут вызывать даже бытовые моменты: еда, укладывание спать, умывание.
Такие дети чащи болеют, чем их сверстники и вырастают неуверенными в себе людьми. Всю жизнь они подсознательно несут в себе опыт своих первых неудач и неприятий другими.

Ощущение у ребенка враждебности и конфликтности в семье появляется из-за жесткого контроля и давления со стороны родителей. Отсутствие похвалы и поддержки.
Завышенные требования к своим детям перегружают детскую психику. Дети начинают испытывать страх перед неудачей и теряют веру в себя!

Выявлено много причин детской тревожности. Одним из ее источником являются детско-родительские и семейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей.

Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил. И что там происходит доступно не для всех. Эти факторы сказываются на особенностях личности членов семьи, и в первую очередь на детях.
Ошибки, вольно или невольно допускаемые родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми всегда имеют свои последствия.

Что бы помочь ребенку избежать излишней тревожности, нужно правильно определиться со стилем воспитания. Для этого я предлагаю рассмотреть наиболее часто, применяемые стили воспитания в семье:

Выяснилось, что родители тревожных дошкольников чаще выбирают стиль «авторитарной гиперсоциализации», то есть авторитаризм и неоправданно строгую дисциплину.

Стиль общения «авторитарый».
Родители требуют от ребенка безоговорочное послушание и дисциплину. Родители навязывают свою волю ребенку во всем. Они не в состоянии принять точку зрения ребенка. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Уровень тревожности ребенка повышается.

Стиль общения «инфантилизация».
Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется им не приспособленным, не успешным. Родители не доверяют ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Уровень тревожности ребенка повышается.

Стиль общения «симбиоз».
Этот стиль характеризует межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворять все потребности и запросы ребенка, стараются оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным.
Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает отдаляться от них. Тревога родителей передается ребенку. Это мешает быть ребенку самостоятельным. У детей плохо развивается устойчивость к разочарованию. Дети теряют терпимость, ведь любые их желания выполняются. Уровень тревожности ребенка повышается.

Стиль общения «принятие – отвержение».
Родителям нравится ребенок, таким какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родители стремятся проводить много времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. Но при первых возникающих трудностях и неудачах, родители начинают воспринимать своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родители испытывают злость, раздражение, обиду. В следствии этого уровень тревожности ребенка повышается.

Самый желательный стиль родительского воспитания это «корпорация».
Родители заинтересованы в делах и планах своего ребенка. Стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Родители в данном стиле воспитания поощряют инициативу и самостоятельность ребенка. Родители доверяют ребенку, поощряют его похвалой.
Между родителями и ребенком возникают отношения сотрудничества. Ребенок включен во взаимодействие, признаются его права и достоинства. Дети чувствуют поддержку и уверенность в свои силы! Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки!

Стоит просто подумать, а какой именно стиль используете Вы в своей семье? Никто из нас не учился специально быть родителями никто не застрахован от ошибок! Все складывается из заложенных ценностей в своей собственной семье и личных убеждений, семейных историй. Выбор за вами. Только вы сами сможете свой выбор, как вам общаться с ребенком и какой выбрать стиль воспитания, чтобы вам и малышу было комфортно!

Трудно изменить сразу свой стиль общения с ребенком! Но первый шаг к тому это ваше добрая воля и желание помочь себе и своему ребенку. И нет ничего страшного в том, что мы совершаем иногда ошибки. Ведь тем самым мы приобретаем собственный опыт и учимся быть родителями.

Но главное, что может помочь избежать ребенку повышенной тревожности – это родительская любовь и вера в своего малыша. Нужно постараться принимать ребенка таким – какой он есть на самом деле, не предъявлять к нему завышенных требований, поддерживать и поощрять его инициативу.
Доверять ему и самое главное, ребенок должен ощущать поддержку своих родителей. Ведь самое главное у человека это ощущение базовой безопасности, что у тебя есть дом и люди, которые примут тебя любым и всегда!

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб: Академический проект, 1997
  2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986
  3. Габузов В.И.Нервные дети: Советы врача. - Л.:Медицина, 1990 
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей.-СПб.: Дельта, 1996
  5. Прихожан А.М. Анализ причин детской тревожности в общении со сверстниками. 
  6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.- М.: Унивеситет, 1993
  7. Хорсанд Д.В. Мама, я боюсь! : Маленькие подсказки для родителей. - М.: Аст, 2006


Возврат к списку