Основы анатомии, физиологии, акушерства, гинекологии.

Преподаватели:

Антонова Нина Александровна, врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, ведущая курса «Мягкие роды» в Центре Традиционного Акушерства;
Левильен Елена Юрьевна, биолог, акушерка в Центре Традицинного Акушерства.

I. Анатомия:
  • кости таза 
  • мышцы, связки тазовой области 
  • мочеполовая система женщины 
  • желудочно-кишечный тракт 
  • кровоснабжение, лимфоток и иннервация. 
II. Нормальная физиология мочеполовой системы женщины:
  • половые железы, гипоталамо-гипофизарная система, щитовидная железа 
  • вегетативная нервная система 
  • менархе, менструальный цикл. 
III.Нормальная физиология зачатия.
IV. Физиология беременности, гормоны плаценты
V. Физиология родов:
  •  различные теории физиологии родов, гемодинамическая теория раскрытия шейки матки 
  • стадии родов: 
    a. латентная фаза
    b. активная
    c. изгнание плода
    d. отход последа

VI. Физиология послеродового периода. Особенности организма родившей женщины.
VII. Нарушения эндокринной регуляции женской половой сферы.
VIII. Бесплодие. Виды бесплодия, причины. Методы обследования и лечения.
IX. Гинекологические заболевания и беременность. Инфекции и беременность.
X. Осложнённая беременность. Гестоз, эклампсия.
XI. Медикаментозные и механические вмешательства в родах – показания, методы, осложнения.
XII. Осложнённые роды.
XIII. Кесарево сечение – показания, методы, осложнения и прогнозы.
XIV. Питание беременных.
XV. Особенности послеродового периода, импринтинг, бондинг. Послеродовая депрессия.
XVI. Домашние роды.
XVII. Водные роды.

Перинатальная психология.

Преподаватель - Филиппова Галина Григорьевна - ректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, доктор психологических наук, профессор, основатель отечественной психологии материнства, один из основоположников и ведущий специалист в области современной перинатальной психологии, психологии родительства и психологии репродуктивной сферы.

  1. Формирование в раннем онтогенезе (пре- и перинатальный период, послеродовый период, новорожденность, первый год жизни) основ психического и физического здоровья, базовых личностных образований, стрессоустойчивости и стратегий реагирования в трудных жизненных ситуациях
  2. Диадический подход. Общая схема диадических отношений.
  3. Влияние состояния матери на физическое и психическое здоровье ребенка в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах
  4. Психология и психофизиология репродуктивной сферы;
    • Половая и родительская части репродуктивной сферы;
    • Половая и родительская доминанта у женщин и мужчин;
    • Взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих - 
    • репродуктивной сферы;
    • Эволюционные основы и культурно-исторические особенности 
    • репродуктивной сферы у женщин и мужчин;
  5. Беременность и ранний период материнства (послеродовый период, новорожденность, первый год жизни) как этапы реализации репродуктивной функции. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода и их связь с развитием ребенка до и после рождения. 
  6. Психологическая готовность к родительству. Проявление психологической неготовности женщины к родительству в беременности и после рождения ребенка.
  7. Позиция отца и его роль в психическом и физиологическом состоянии женщины в беременности, родах и после рождения ребенка. Эволюционные, культурно-исторические и этнические особенности отцовства.
  8. Первичная диагностика стилей переживания беременности и психологической готовности к родительству в период беременности и после рождения ребенка (по рисуночным тестам, высказываниям, поведению женщины).

Аюрведа и беременность.

Преподаватель – Суботялов Михаил Альбертович, врач, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского Государственного Педагогического Университета, имеет 15-летний стаж практики Аюрведической медицины автор книг, научных и учебно-методических работ, регулярно проводит лекции, семинары, тренинги, обучение и индивидуальные консультации в различных городах России .

  1. Аюрведа – «наука о жизни». 
  2. Энергетическое поле семьи как платформа для зачатия детей 
  3. Понятие индивидуальной аюрведической конституции 
  4. Физиологические особенности организма, связанные с репродуктивным функциями. Патологии женщин, мешающие зачатию и вскармливанию: болезни репродуктивной системы, нарушение образование грудного молока, бесплодие. 
  5. Подготовка к зачатию. Подбор благоприятного времени. Зачатье ребенка определенного пола 
  6. Беременность. 
    • Рекомендации по образу жизни (питание, режим дня, двигательная активность, ароматерапия, коррекция патологических состояний, уход за собой). 
    • Особенности течения беременности по месяцам 
    • Беременность с точки зрения ребенка. 
  7. Роды и послеродовый период, восстановление женщины и профилактика осложнений. 

Перинатальная остеопатия.

Преподаватель - Хейло Алексей Леонидович, травматолог-ортопед, мануальный терапевт, врач-остеопат. Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения хирургии позвоночника Российского Научного Центра Хирургии им. акад. Б.В. Петровского Российской Академии Медицинских Наук.

1. Остеопатическое представление о строении тела человека.
  • Структурные элементы обеспечивающие единство человеческого тела (представление о соединительной ткани как конструктивном объединяющем элементе, единство всех опорных элементов человеческого тела – связки, сухожилия, надкостница, брюшина, плевра, перикард, оболочки сосудов, нервов, мембраны головного мозга и т.д.) 
  • Представление о человеке как о системе тенсегрити – универсальной саморегулирующейся системы сжатия / напряжения. 
  • Общие представления о кранио-сакральном ритме и его роли в жизни и здоровье человека 
2. Висцеро-соматические и сомато-висцеральные взаимодействия. Взаимное влияние внутренних органов и элементов опорно-двигательного аппарата. Единство системы человек с точки зрения работы систем вегетативной иннервации, роль позвоночника в поддержании баланса и здоровья внутренних органов, роль внутренних органов в здоровье позвоночника.
  • Механические взаимодействия 
  • Невральные взаимодействия 
  • Первичность поражений, наиболее частые причины. 
3. Таз – ключ опорно-двигательной системы.
  • Биомеханника движения костей таза, его влияние на состояние позвоночника в целом. 
  • Рассмотрение таза в целом: единство костных структур, связок, мышц и внутренних органов, их взаимное влияние. 
  • Взаимосвязи между состоянием крестца и затылочной кости – воздействие дисфункции таза на состояние головы – напряженность, кровоснабжение, отток крови из полости черепа 
  • Наиболее частые висцеральные дисфункции, возйдействующие на состяние таза (боли в пояснице), на организм в целом (головные боли, головокружения, боли в других отделах позвоночника) 
  • Беременность как фактор провоцирующий имеющиеся дисфунции таза, висцеральных органов таза. 
4. Возможность использования статико-динамических упражнений хат-ха йоги, а так же очистительных крий и пранаям для коррекции и поддержания эффективной функции таза, органов малого таза.

История и философия йоги, строение тонкого тела человека.

Преподаватель - Метснийн Дарья Рейновна, специалист по философии йоги, сертифицированная выпускница института Dev Sanskrity Vishva Vidyalaya (Харидвар, Индия) по специальности «Йога и альтернативная терапия»

Основные направления йоги:
Раджа йога. Основные постулаты .
Восемь ступеней Аштанга йоги.
Яма - заповеди воздержания, регулирующие принципы взаимодействие человека с миром:
  1. Ахимса – отказ от насилия. 
  2. Сатья – принцип правдивости. 
  3. Астея – отказ от воровства и присвоения чужого. 
  4. Апариграха – принцип неприятия даров, отказ от обладания ненужными вещами. 
  5. Брахмачарья – принцип воздержания от чувственных удовольствий (целибат). 
Нияма - принципы взаимодействия человека с самим собой:
  1. Шауча – Внешняя чистоплотность и чистота внутренняя 
  2. Сантоша – Удовлетворенность. 
  3. Тапас – Самоограничение, самодисциплина, усердие. 
  4. Свадхъяя – Самопознание, исследование собственной природы, изучение духовной литературы и повторение мантр 
  5. Ишвара-Пранидхана – Преданность Богу. 
Асана – медитативные позы.
Пранаяма – контроль дыхания (праны).
Пратьяхара – удаление ума от объектов чувственного опыта.
Дхарана – концентрация ума.
Дхьяна – медитация.
Самадхи – пребывание в трансцендентальном состоянии.
Хатха йога
Классические тексты и основные постулаты. Яма, нияма.
Бхакти йога
Гьяна (Джняна) йога
Карма йога
Лайя йога 

Строение тела человека

Анна-майя-коша – физическая оболочка
Прана-майя-коша – эфирная оболочка (энерго-информационная матрица физического тела).
Мано-майя-коша – ментальная оболочка
Вигьяна-майя-коша – интеллектуальная оболочка (Буддхи) саттва гуна.
Ананда-майя-коша – причинное тело (карана шарира) или саттвическая авидья.
Чакры. Духовное развитие человека и переход сознания и энегрии на уровни разных чакр.

Перинатальная йога

Преподаватели:
Верба Ольга Валентиновна, врач, член Федерации Йоги России, инструктор Перинатальной йоги, диплом международной научно-практической школы BIRTHLIGHT (Великобритания).
Лауренская Екатерина Алексеевна, инструктор Айенгар-йоги, инструктор Перинатальной йоги, диплом международной научно-практической школы BIRTHLIGHT.
Семистрельная Мария Сергеевна, перинатальный психолог, инструктор Перинатальной йоги, диплом международной научно-практической школы BIRTHLIGHT (www.perinatal-yoga.ru).

I. Философия перинатальной йоги:
  • Женская природа в ведической культуре, в буддизме и пр. Качества женской природы. 
  • Архетипы Женщины в мировых культурах и религиях. 
  • Традиционное ведическое толкование особенностей женского духовного пути. 
II. Практика йоги для подготовки к зачатию:
  • Очистительные техники 
  • Питание, режим дня. 
  • Йогатерапия репродуктивной системы. 
  • Особенности практики хатха-йоги в период подготовки к зачатию – асаны, пранаямы, мантры, мудры. 
III.Практика йоги в первом триместре:
  • Особенности практики на фоне утомляемости, сонливости, психоэмоциональной неуравновешенности, токсикоза. 
  • Исключение неблагоприятных для развития плода движений и типов дыхания. 
  • Асаны, виньясы, пранаямы, которые помогают при симптомах токсикоза. 
  • Стабилизация психоэмоционального состояния женщины – пранаямы, медитация. 
IV. Практика во втором триместре:
  • Особенности практики в этот период. 
  • Исключение неблагоприятных для развития плода движений и типов дыхания. 
  • Стабилизация наиболее физиологичного положения таза и всего позвоночника в положении сидя, стоя и лёжа. 
  • Асаны для укрепления и разгрузки мышц спины и формирования правильного положения таза. 
  • Асаны для грудного отдела, необходимость в них и их значение. 
  • Боковые вытяжения – необходимость в них. 
  • Упражнения для расслабления внутренних мышц таза. 
  • Асаны для улучшения венозного оттока от ног, уменьшения отёков, для профилактики варикозного расширения вен ног и промежности. 
  • Виньясы. 
  • Вирабхадрасаны. 
  • «Раскрытие» таза – необходимость и асаны. 
  •  Тренировка тканей промежности. 
  • Упражнения, устраняющие болевые или дискомфортные состояния. 
  • Перевёрнутые асаны. 
  • Пранаямы – необходимость, значения, виды. 
  • Медитация. 
  •  Нада-йога, йога звуков. Мантры. 
V. Практика в третьем триместре.
  • Особенности практики в третьем триместре и в последнем месяце беременности. 
  • Профилактика дисфункции лонного сочленения и особенности практики при дисфункции лонного сочленения. 
  • Асаны для правильного предлежания плода. 
  • Практика для уменьшения патологического тонуса матки. 
  • Пранаямы – необходимость, значения, виды. 
  • Тренировка поведения в родах: 
    • динамические и статические положения тела, 
    •  пранаямы, 
    • визуализации и медитация, 
    • нада-йога. 

VI. Роды. Поведение на каждой стадии родов.
  1. Предвестники родов. 
  2. Схватки. Особенности релаксации в схватках, пранаямы и звуки, способствующие раскрытию шейки матки. 
  3. Потуги. Преждевременные потуги, нарастающие потуги, поведение в каждом случае, типы дыхания. 
  4. Рождение ребёнка и плаценты. 
VII. Послеродовой период и лактация.
  • Особенности организма родившей женщины, сокращение матки и мышц брюшной стенки. 
  • Особенности практики в этот период – асаны, виньясы, пранаямы, мантры. 
  • Упражнения для тканей промежности. 
  • Лактация, кормление ребёнка. Необходимость пранаямы во время кормления. 
  • Особенности практики при послеродовой депрессии. 
  • Особенности восстановления после Кесарева сечения.

Пение колыбельных.

Ермолина Татьяна - музыкальный педагог, композитор, руководитель Музыкальной Секции Ассоциации Монтессори-педагогов России.

  1. Философский и этнопедагогический контесты колыбельных. 
  2. Важность владения голосом для будущей матери 
  3. Пробуждение осознания своего голоса - дыхательные упражнения, речевая интонационная практика на основе бытовых этюдов. 
  4. Тренаж 1- "Имитации голосов птиц, животных, разных звуков природы" 
  5. Тренаж 2 - " Образ- движение- звук" 
  6. Тренаж 3 - "Речевое многоголосие на имена" 
  7. Групповая работа на заданную тему. Вокально-речевые миниатюры. 
  8. Вокальная контактная импровизация. Работа в парах 
  9. Разбор ряда колыбельных песен: смыслы и символы, базовый ритм, интонационно-ладовая основа, здоровьеформирующие ресурсы. 
  10. Создание и освоение колыбельной песни.